Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Автобиография
 
 
   Родился я в Самаре (тогда он назывался еще Куйбышев) 6 августа 1956 года и был третьим ребенком в семье инженеров. Мои родители: Надежда Николаевна и Александр Федорович Морозовы были инженерами и никакого отношения к музыке не имели. Конечно, о композиторской карьере не приходилось даже и думать, так как в мечтах моей матушки я представлялся инженером, играющим на фортепиано.

   Детство и юность мои прошли в Сызрани, небольшом городе на берегу Волги.
 
  Купив аккордеон для моих старших сестер, родители и не предполагали, что в какой-то степени уже определили мой жизненный путь. Меня к инструменту не допускали, но, когда с обучением моих сестер ничего не получилось, то аккордеон отдали мне за ненадобностью, а затем нашли для меня и учителя - бывшую балерину, великолепную женщину (Ирина Георгиевна Лунц), которая стала давать мне первые уроки музыки. Я так увлекся этим занятием, что через год уже прилично владел инструментом, легко читал с листа и подбирал любую известную мне музыку на слух.
 
   Затем состоялось событие, которое толкнуло меня на поприще композиции. Бывшая учительница настояла на том, чтобы мои родители купили пианино и отдали меня в музыкальную школу. Но обучение в музыкальной школе не имело успеха, так как вся "романтика" музыки, которая так всегда влекла меня, была полностью уничтожена усилиями педагогов-теоретиков, препарирующих у меня на глазах все то, чему я поклонялся. И, через три года, я, со свойственной подросткам упрямостью, бросил обучение, и какое-то время не подходил к пианино вообще.

   Но любовь к музыке давала о себе знать и, оправившись от неудачного опыта, я стал заниматься самостоятельно и самозабвенно. Поскольку никто не стоял у меня над душой, я мог делать все что хотел. В результате я освоил самостоятельно гитару, блок-флейту, на примитивном уровне баян, увлекся эстрадой и стал активно импровизировать и сочинять. Мне нравилось читать книги и одновременно играть на фортепиано, "распевать" газетные вырезки на все лады, а, когда я прочитал, что маленький Моцарт играл на клавесине с завязанными глазами, то, с удивлением обнаружил, что это дается легко. Я усложнил эксперимент: закрыл клавиатуру простыней, надел тонкие перчатки, завязал глаза и… спокойно стал играть все что хотел.

   Свои первые сочинения я не записывал, а только держал в памяти. Когда увлекся Бетховеном (более мощного композитора в области фортепианных сонат я не знаю), то сочинил Сонату в духе известного композитора, правда, получилось подобие экспозиции, так как я тогда еще не очень понимал законов музыкального развития. После окончания общеобразовательной школы, по требованию своих родителей я поступил в Куйбышевский политехнический институт (филиал в Сызрани), но очень быстро понял, что не хочу быть инженером, и проучившись год, забрал документы и устроился работать на нефтеперерабатывающий завод. Затем, в 18 лет ушел отдать долг Родине, и отдавал этот долг на бескрайних степях Казахстана в войсках противовоздушной обороны. Но даже там не оставлял занятий музыкой, играя в ВИА и сочиняя всякую ерунду.
 
   И вот, вернувшись из армии на родной завод, я поворачиваю свою жизнь на 180 градусов!
 
   Снова поступаю в музыкальную школу в возрасте 20-ти с лишнем лет и через год оканчиваю ее экстерном как пианист. Понимая, что моя исполнительская карьера бесперспективна в силу упущенного времени и возможностей, я поступаю в Сызранское музыкальное училище на отделение "Теория музыки", которое закончил в 1982 г. К этому времени я стал автором уже довольно приличных сочинений. Теоретическое образование и сознательный возраст помогли мне на композиторском пути продвинуться вперед, хотя я и делал свои шаги самостоятельно.
 
   Поступление в Уральскую государственную консерваторию им. М.П.Мусоргского было легким, и я стал студентом композиторского факультета, где учился у профессора Николая Михайловича Пузея. За пять лет обучения, я продвинулся в композиции довольно прилично и в 1987 г., после окончания консерватории, стал совмещать работу на кафедре композиции родного ВУЗа с обучением в ассистентуре-стажировке. В 1989 г. стал членом Союза композиторов. До сих пор не понимаю как меня хватало на все проекты: находился в должности старшего преподавателя кафедры композиции Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского, был референтом в Союзе композиторов (Уральское отделение), преподавал в Свердловском институте культуры, работал зав. муз. частью Свердловского Театра кукол (ныне Екатеринбургского), вел курсы импровизации в Школе искусств, проводил авторские программы на телевидении и радио, постоянно концертировал, и при этом все время писал новые сочинения.
 
   А в 1993 году вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург, где устроился на работу в Академию театрального искусства. Мое разностороннее музыкальное образование позволило вести различные предметы, но более всего меня привлекала работа с голосами (сказался опыт сочинения вокальных произведений и общение с вокалистами), поэтому через некоторое время я стал доцентом Академии и предпочел вести вокальный ансамбль на различных актерских курсах. Год преподавал в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедре музыкальной режиссуры. Стал зав. кафедрой музыкального воспитания в театральном институте "Школа русской драмы" им. И. О. Горбачева. И в 1998 году был приглашен в Академический Большой Драматический Театр им. Г. А. Товстоногова в качестве заведующего музыкальной частью и отдал служению этому театру 15 лет (до августа 2013 года). По окончанию срока контракта ушел из БДТ и занялся свободным творчеством. Но прибывание на свободе оказалось недолгим, так как в октябре 2013 года был приглашен в Государственный драматический театр "На Литейном" на должность заведующего музыкальной частью. В октябре 2018 года по завершению контракта оставил службу в театре и вышел на свободное творчество.
 
   Увлечение театром не прошло бесследно. С огромным удовольствием пишу музыку к спектаклям, которые идут в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Екатеринбурге, Красноярске, Ярославле, Петрозаводске, Челябинске, Белгороде, Южно-Сахалинске и многих других городах. 
  Мне посчастливилось работать с достойнейшими артистами, такими как: Барбара Брыльска, Светлана Крючкова, Николай Трофимов, Зинаида Шарко, Кирилл Лавров, Кахи Кавсадзе, Валерий Баринов, Игорь Дмитриев, Нина Усатова, Людмила Макарова, Александр Песков, Алексей Гуськов, Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев, Леонид Неведомский, Игорь Бочкин, Геннадий Богачев, Дмитрий БыковскийИнга Ильм, Андрей ТашковСергей Дрейден, Татьяна Ткач, Валерий Кухарешин, Гелий Сысоев, Анастасия Мельникова и многие другие.

     Среди моих выпускников Академии театрального искусства (по классу вокального ансамбля): Иван Ургант, Роман Агеев, Иван Стебунов, Алиса Гребенщикова, Кирилл Ульянов, Михаил Генделев, Полина Филоненко, Кирилл Полухин и другие замечательные актеры,  которые стали за последнее время заметными фигурами в современном театральном и телевизионном мире.

   Три года подряд был музыкальным директором совместного российско-американского фестиваля "Играем мюзикл вместе", проводимого в Санкт-Петербурге. Был музыкальным директором международного арт-фестиваля "Балаклавская одиссея" в Украине. Осуществлял музыкальное оформление кинофестивалей в Севастополе. Был членом жюри различных театральных и  вокальных конкурсов детско-юношеского творчества, а так же председателем жюри некоторых вокальных конкурсов в Москве, Самаре, Пензе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Минске (Беларусь). Проводил мастер-классы в рамках Фестивалей малых городов России, на Международных летних театральных школах СТД РФ, на курсах повышения квалификации, на Семинарах творческой молодёжи и так далее.
     
   Разработал авторскую программу по развитию гармонического слуха и вокальных навыков у актёров, которая активно используется при работе в театрах, на мастер-классах, конкурсах и фестивалях.

   Спектакли с моей музыкой гастролировали в Италии, Македонии, Германии, Швейцарии, Японии, Румынии, Испании, ЧехииЛитве, Эстонии, на Крите и др. Становился несколько раз Лауреатом композиторских, театрально-телевизионных конкурсов и принимал участие во многих композиторских, театральных и кино-фестивалях.
   Сотрудничая со швейцарским издательством HGEDITIONS опубликовал некоторые свои сочинения, писал музыку по заказу этого издательства, которая потом исполнялась во многих странах мира.
 
Николай Морозов
 
Nikolay Morozov © 2024