Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Метель
 
 
Спектакль "Метель" по пьесе Марины Цветаевой стоит особняком от всего сделанного для театра. Этот спектакль, премьера которого состоялась в 2000 году, был задуман и воплощен совместными усилиями немецких, швейцарских и русских эвритмистов, драматических актеров и классических музыкантов. Проект реализован под патронатом посла Германии в Российской Федерации Эрнста Йорга фон Штудница в течение 2001 года – года ООН за диалог цивилизаций.

Режиссер - Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Композитор - Николай МОРОЗОВ
Эвритмия - Тилле БАРКХОФФ (Германия). 

Российско-немецкий театрально-эвритмический проект создан "Белым театром" в содружестве с "Европейской фестивальной инициативой" (Гамбург). Сценическая версия пьесы Цветаевой - единственное в своем роде прочтение "Метели", где каждую роль параллельно играют русские и немецкие артисты.

Самая загадочная пьеса Цветаевой требовала особого решения.  Эвритмия, представленная ведущими специалистами Германии, Швейцарии и их последователями в России, драматическая игра (профессиональные актеры театра) и живая музыка  слились воедино. Поскольку эвритмисты работают всегда только под живое звучание, то к этому проекту была написана музыка которая должна звучать самодостаточно и концертно. В результате остановился на Триофлейта (она же пикколо), виолончель и препарированное фортепиано. Препарированное фортепиано (доступ к открытым струнам) позволило обогатить новыми тембрами довольно камерный состав ансамбля (партию фортепиано исполнял я сам). 
 
Первоначальный состав трио
 
Участники спектакля в Суздале
 
Участники спектакля на гастролях
 
Спектакль финансировался немецкой стороной. Его первый показ состоялся в Санкт-Петербурге, затем во Владимире, но основной площадкой для проката стала Германия и Швейцария. Этот спектакль был показан во многих городах Германии, включая Берлин, Гамбург, Гановер, Штутгарт, Мангейм, Франкфурт, Касль, Мюнстр и другие, а так же в мекке основателя эвритмии Рудольфа Штaйнера - Гётеануме (центр антропософского движения) в Дорнахе (Швейцария).
 
Гётеанум в Швейцарии
 

Зал Гётеанума в котором игрался спектакль
 

Газета "На дне" №5 [130] 1 - 16 марта 2002

 
На главную
Афиша
Новости
Архив
Реклама
Конкурсы
О газете
Проекты
Отзывы
 
КРИТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ
 
<<<
Рубрику ведет Андрей КУДРЯШОВ
 
 

№11 (112) 2001 г

Метель, Цветаева...
В 2002 году исполняется 110 лет со дня рождения М.И.Цветаевой. Этой дате посвящен спектакль "Метель", поставленный Мариной Александровской в рамках совместного проекта Европейской Фестивальной Инициативы (Гамбург) и Белого театра (Санкт-Петербург).

"Метель" написана Цветаевой в 1918 году для Вахтанговской студии МХТ. Но пьеса не была поставлена. Хотя, по окончании авторского публичного прочтения коллективу Вахтанговской студии, все восторженно заговорили: "Великолепно", "Необычайно", "Гениально", "Театрально" - сценическая природа вахтанговского театра все-таки была груба и слишком конкретна для драматургии Цветаевой. Объяснением не состоявшейся постановки может послужить сделанная самой Цветаевой запись спора студийцев о возможном распределении ролей. Уже в обсуждении кандидатуры на роль Дамы - героини "Метели" - Цветаева увидела чужеродность этого театра для своей драматурги: "И самые бесцеремонные оценки, тут же в глаза: "Ты не можешь: у тебя бюст велик". (Вариант: ноги коротки.) Я молча: "Дама в плаще - моя душа, ее никто не может играть")". Для воплощения состояния души Цветаева нашла форму, близкую музыкальному жанру, в которой поет метель голосами героев драмы. Можно предположить, что музыкальность плоти цветаевского сочинения и была причиной его "непостановки".
Руководитель проекта Тилле Баркхофф и режиссер Марина Александровская угадали этот музыкальный путь, задумав постановку "Метели" как театрально-эвритмическое действо. Спектакль говорит языком эвритмии и поэзии - каждый персонаж цветаевской пьесы имеет двух исполнителей на сцене - эвритмиста и драматического актера. Эвритмия - система сценического существования актера, предполагающая музыкально-пластическое выражение художественного
образа. Поэтическая речь каждого действующего лица, произносимая одним актером, сопровождается танцевальной партией его пластического "двойника".
Исполнители драматическо-поэтических ролей - актеры петербургских театров (роль Старухи исполняет сама
М.Александровская) - достойно справляются с труднейшим стихотворным текстом, рельефно интонируя цветаевские тире, паузы, переносы слов; тонко чувствуя мелодику фразы, ее оркестровку. При этом каждый из актеров-чтецов "действует" в рамках пластической партитуры, музыкально сопрягающейся с собственно танцевальной партией актера-эвритмиста. В спектакле участвуют профессиональные актеры-
эвритмисты из Германии и Швейцарии. "Эвритмическая партитура" спектакля разработана режиссером К.Хеггмарком, уже много лет работающим в этом направлении.
Так музыкальная природа драматического текста Цветаевой находит свое сценическое претворение в музыкальной организации человеческого тела в пространстве. В целом, драматургия Цветаевой соотносится с опытом философского осознания стихийно-музыкальной природы искусства и выявляет в своей основе философское значение Музыки. В спектакле стихия музыки звучит на протяжении всего действия. Олицетворенная в образе кружащей метели, она поет и голосом души графини Лански, мечтающей о встрече. Из вселенской метели возникает Он - воплощение мечты - Князь Луны, Ротонды кавалер
и Рыцарь Розы, и в той же метели исчезает. Метель оказывается основным содержанием, она охватывает все пространство спектакля - звуковое и пластическое. На сцене она воплощена в стремительном, вихревом танце, прослаивающем все драматически-эвритмическое действие. Общий поток метельной музыкальной стихии вмещает и поэтическое слово, и собственно звучащую музыку, исполняемую трио инструментов - фортепиано, флейта, виолончель (композитор Н.Морозов). Музыкально-поэтическая речь и танцевальное движение человеческого тела в пространстве оказываются объединены в общем потоке сценического действия, а мелодика пластического рисунка задается самим цветаевским стихом. Такое прочтение "Метели" в совместном проекте Гамбурга - Санкт-Петербурга, возможно, открывает путь к сценическому постижению цветаевской драматургии.

Джамиля КУМУКОВА

 

 

Спустя некоторое время на основе этой музыки я создал самостоятельное сочинение "В Метель...", которое было позже исполнено в концертной программе. 

Данная запись является рабочей и была выполнена в домашних условиях и предназначалась только для ознакомления. Здесь не соблюдены ни баланс, ни нюансы, ни качество. Так как студийная запись спектакля никогда не производилась, то приходится довольствоваться этой.
 

Русский вариант программки спектакля

Театральные новости за 14 апреля 2001 г.

16,17,18 апреля в Санкт-Петербурге на Альтернативной сцене "С'Танция" состоится премьера экспериментального спектакля "Метель" по пьесе Марины Цветаевой.

Российско-немецкий театрально-эвритмический проект создан "Белым театром" в содружестве с "Европейской фестивальной инициативой" (Гамбург). Сценическая версия пьесы Цветаевой - единственное в своем роде прочтение "Метели", где каждую роль параллельно играют русские и немецкие артисты.

17,18,19 апреля в рамках проекта пройдут мастер-классы немецких и российских специалистов по эвритмии и системе Михаила Чехова. Руководитель проекта - Тилле Баркхофф, Германия; Режиссер спектакля - ученица Г.А. Товстоногова, доцент СПГАТИ Марина Александровская; Композитор - Николай Морозов; Сценогрфия и костюмы - Игорь Коневский.

Nikolay Morozov © 2024